-
Принятие Федерального закона Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 512–р, активизировало деятельность в области популяризации и пропаганды энергосбережения.
И хотя сделано немало, российское общество демонстрирует крайне низкую информированность об особенностях энергосбережения
План проведения декады энергосбережения в ноябре-декабре 2023 года
Исторический опыт пропаганды энергосбережения
В эпоху Средневековья и Нового времени наступил период коренного преобразования практически во всех сферах, связанных с физическим трудом. Приобрели массовую популярность ветряные и водяные мельницы с последующей их модернизацией.
Ветряные мельницы с горизонтальной ориентацией ротора известны с 1180 г. во Фландрии, Юго-Восточной Англии и Нормандии. В XIII веке в Священной Римской империи появились конструкции мельниц, в которых всё здание поворачивалось навстречу ветру.
Водяные мельницы были распространены в основном в горных районах с быстрыми реками. Широкое распространение получили в Средневековье, особенно при монастырях. Бенедикт Нурсийский предписывал каждому монастырю обзавестись водяной мельницей.
В начале XVIII в. подобные устройства приводили в движение ткацкие станки на текстильных фабриках. Мельницы принадлежали феодалам, на чьей земле они располагались. Население было вынуждено искать так называемые принудительные мельницы для помола зерна, которое было выращено на этой земле. В совокупности с плохой дорожной сетью это вело к локальным экономическим циклам, в которые были вовлечены мельницы. С отменой запрета, население стало в состоянии выбирать мельницу по своему усмотрению, стимулируя технический прогресс и конкуренцию. Такое положение дел было в Европе вплоть до появления двигателей внутреннего сгорания и электродвигателей в XIX веке.
Работа учреждения в данном направлении, экономия энергоресурсов проведение мероприятий в учреждении
Учреждения образования являются одним из ключевых инструментов воспитания экономного отношения к запасам у молодого поколения, а решение вопроса энергоэффективности в них имеет большое значение.
Энергосбережение – деятельность (практическая, научная, организационная, информационная), направленная на рациональное и экономное использование преобразованной и первичной энергии и природных энергоресурсов.
Ключевой целью энергосбережения в образовательных учреждениях является увеличение значений экономических показателей учреждений, улучшение условий технического функционирования посредством повышения эффективности расходования энергии на один рубль оказываемых услуг, сокращение финансовой нагрузки на бюджет через сокращение платежей за электроэнергию и тепло.
Энергосбережение в образовательных учреждениях – это совокупность трех видов мероприятий:
- мониторинг потребления энергетических ресурсов;
- регулирование расхода носителя тепла;
- повышение мотивации участников.
Чтобы работа в данном направлении проводилась эффективно, главное – научить учащихся беречь и сохранять энергию дома, в школе, только тогда ребята осознают это в полной мере и в будущем смогут совершить прорыв в энергосбережении на своих рабочих местах, а значит – в стране.
Немаловажным фактором в достижении повышения энергосбережения в учреждениях образования является внедрение энергоэффективных технологий в системах освещения, отопления, горячего и холодного водоснабжения, вентиляции и кондиционирования.Рассмотрим часть из них:
1. Освещение:
а) Замена традиционных источников освещения (ламп накаливания и светильников с ЭМПРА) на современные энергосберегающие источники освещения дает от 35 до 55 % экономии электроэнергии при сроке окупаемости 1 – 1,5 года.
б) Мероприятия, в том числе организационные (проведение энергетического мониторинга, замена устаревших энергопотребителей на современные, с высокой энергетической эффективностью ) дает от 5 до 10 % экономии электроэнергии.2. Отопление и горячее водоснабжение (ГВС):
а)Промывка системы отопления со сливом продуктов очистки дает от 15 до 25 % экономии тепловой энергии при сроке окупаемости в течении одного отопительного сезона.3. Холодное водоснабжение (ХВС):
а) Применение частотного регулирования насосов систем водоснабжения дает от 10 до 15 % экономии.4. Вентиляция и кондиционирование:
а) Замена устаревших вентиляторов на современные с более высоким КПД с автоматическим регулированием и управлением в зависимости от температуры наружного воздуха дает от 25 до 35 % экономии при сроке окупаемости 3-5 года.
б) Автоматизация систем кондиционирования с введением необходимых режимов экономичности дает от 15 до 20 % экономии при сроке окупаемости 3-5 года.Так же отметим, что необходимо предусмотреть следующие мероприятия по энергосбережению:
- система отслеживания расходов энергетических ресурсов и совершенствование энергобаланса;
- организация энергетических обследований для определения нерационального расходования энергоресурсов;
- разработка и осуществление акций по энергосбережению.
И нужно помнить: гораздо лучше сэкономить одну единицу энергии, чем создать новую. Сберегая энергию дома или в школе, мы сокращаем потери энергии при ее транспортировке и производстве.
Таким образом, школа может существенно сокращать расходы энергии, а обучающиеся могут лично участвовать в программе энергосбережения, что даст возможность сформировать в их сознании представление о важности процесса энергосбережения.Распространение знаний по проблеме в широких массах, начиная с раннего детства
Пропаганда энергосбережения в образовательных организациях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должна решить ряд основных задач:
— распространение знаний по проблеме в широких массах, начиная с раннего детства;
— воспитание сознательного стремления и умения реализовывать энергосберегающие мероприятия;
— мотивации рационального энергоиспользования и т.п.
Необходимо проводить следующую работу:
- Организовывать классные часы по энергосбережению.
- Проводить конкурсы школьных проектов, рефератов и сочинений, рисунков, агитационных плакатов, стихов по теме энергосбережения.
- Практиковать индивидуальные задания с получением конкретного значения (процента) от энергосберегающего мероприятия, что необходимо для количественного предоставления пользы энергосбережения. Задание можно выдавать на неделю (краткосрочные) или на лето (обстоятельные). Для успешного выполнения индивидуального задания у детей должен быть соответствующая теоретическая подготовка и некоторый практический опыт необходимо обеспечить школьников справочной информацией, содержащей:
основные понятия об энергоресурсах и их использовании, интересные факты из истории энергопотребления, результаты творческих заданий школьников.
Справочная информация может выдаваться индивидуально каждому школьнику или размещаться в библиотеке, или на сайте школы. - Проводить обучающие on-line игры.
Центр энергоэффективности Министерства образования и РФ разработал обучающие on-line игры такие, как «Мы и энергия», «Умный город» и др.
Игра «Мы и энергия» знакомит с различными методами и технологиями энергоэффективных мероприятий; показывает виртуальное внедрение мероприятий на конкретном объекте; демонстрирует экономию средств в денежном эквиваленте и в относительных показателях.
Игра «Умный город» — выстраивает в «реальном времени» эко-город, проходя этапы развития от существующих технологий и методов управления энергоресурсами к современным инновационным технологиям и методам управления энергоресурсами. - Проводить брейн-ринги, олимпиады, конференции, дискуссии и др.
развлекательные формы пропаганды.
Все эти мероприятия направлены на формирование энергосберегающего образа жизни учащихся. Причем участниками могут быть как младшие, так и старшие школьники. Проекты могут создавать в паре с родителями.
В настоящее время Министерство образования РФ подготовило программы по обучению энергосбережнию для учителей РФ, сформировало 56 центров переподготовки учителей по данной программе, выпускает серию мультипликационных и документальных фильмов для детей всех возрастов по формированию энергосберегающего образа жизни.
Воспитание сознательного стремления и умения реализовывать энергосберегающие мероприятия
Учимся беречь воду
Занятия: «Много ли воды на нашей планете», «Как человек использует воду», «Как вода попадает в наш дом?» «Вода – это жизнь!», «Как можно экономить воду?»
Игровая деятельность: «Какая бывает вода», игра «Четыре стихии», «Экономная семья», Как получить чистую воду?
Художественно-творческая деятельность: рисование речки, эмблем-напоминалок (капельки чистой воды), которые прикрепляют возле умывальников в группах и дома, аппликация «Водоохранные знаки», зарисовка знака «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан».
Познавательно-исследовательская деятельность: «Вода – пресная, вода-морская», «Очистим воду», Нужна ли растениям вода?, Как добыть воду для питья?
Взаимодействие с семьей: Исследовательская акция в семье «Экономия в действии в нашей семье», практическая работа дома «Объём использованной воды для утреннего умывания», выпуск листовок «Берегите воду».
Итоговые мероприятия: коллективное панно «Моря и океаны на нашей планете», составление карты – схемы «Путешествие воды».Как сберечь тепло?
Занятия: «Откуда в доме, в детском саду берётся тепло?», «Обогревательные приборы», «Как нужно экономить тепло в доме?»,
Игровая деятельность: Д/И «Что греет, а что сохраняет тепло?», игра «Оцени поступок», Д/И «Кому нужно тепло?», игровое упражнение «Охота на сквозняки».
Художественно-творческая деятельность: Аппликация «Солнышко».
Познавательно-исследовательская деятельность: Экспериментирование «Где теплее воздух?», экскурсия в котельную детского сада, экспериментирование с варежкой в морозную погоду с целью показать детям, что варежки сами по себе не греют, а лишь сохраняют тепло.
Взаимодействие с семьей: Тематический досуг «Наше богатство в наших руках», анализ потребления газа в семье по показаниям счётчиков.
Итоговые мероприятия: Семейный фотоотчет «Как мы готовим дом к зиме», мои рекомендации «Как сохранить тепло дома».Сбережем электроэнергию!
Занятия: «Что такое электрический ток и откуда он берётся», «История электричества», «Для чего нужно беречь электричество?»
Игровая деятельность: Д/И «Электрические приборы», сюжетно-ролевая игра «Магазин», Д/И «Назови лишнее», «Кто поможет электротоку?», лабиринты «Найди невключённый прибор».
Художественно-творческая деятельность: Лепка «Наши помощники электроприборы», аппликация «Схема молнии», рисование «Где живёт электричество».
Познавательно-исследовательская деятельность: Наблюдение «Где в нашей группе живёт электричество», опыты: 1.С расчёской, 2.С шариками, опыт: «Что такое электричество?», эпизодические наблюдения «Чтобы зря не горели лампочки», наблюдение за освещением улицы.
Взаимодействие с семьей: Наблюдение с родителями за работой электросчётчика, подбор загадок об электроприборах и электричестве, изготовление плакатов «Берегите электроэнергию» , наблюдение с родителями за простыми и энергосберегающими лампочками, изготовление и распространение листовок «Об экономном расходовании энергии».
Итоговые мероприятия: Фотоальбом «Электроприборы», проект «Как устроена электрическая лампочка», защита творческих проектов «Как наша семья бережет электричество», вручение дипломов и почётных медалей юных защитников энергоресурсов.